ИСКУСТВЕННЫЙ РАЗУМ
A.I. ARTIFICIAL INTELLIGENCE

США, 2001, 145 мин.
режиссер: Стивен Спилберг
в ролях:
Хэйли Джоэл Осмент, Джуд Лоу, Фрэнсис О’Коннор, Сэм Робардс, Джейк Томас, Уильям Хёрт, Кен Люн, Кларк Грегг и др.
12+

*   Международный кинофестиваль в Венеции, Италия, 2001: цифровая награда кинофестиваля будущего (Стивен Спилберг).
*   Музыкальная кинопремия GoldSpirit, США, 2002: лучшая оригинальная песня (Лара Фабиан, Джош Гробан, Джон Вильямс, "For Always"). Номинации: лучший саундтрек, лучший саундтрек драмы, лучший саундтрек фантастического фильма.
*   Музыкальная премия кино и ТВ Broadcast Music, Inc., США, 2002: композитору Джону Вильямсу.
*   Премии Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов, США, 2002: лучший фильм, лучший сценарий (Стивен Спилберг), лучшая музыка, лучшие спецэффекты, лучшая детская роль (Хэйли Джоэл Осмент). Номинации: лучший режиссер, лучшая актриса (Фрэнсис О’Коннор).
*   Премия японской газеты Майничи Шинбун, 2002: лучший фильм на иностранном языке.
*   Премия Молодой Актер, США, 2002: лучшая главная мужская роль (Хэйли Джоэл Осмент), лучшая мужская роль второго плана (Джейк Томас).
*   Номинации на премию журнала о кинематографе Empire, Великобритания, 2002: лучший фильм, лучший режиссер, лучший актер (Хэйли Джоэл Осмент), лучшая актриса (Фрэнсис О’Коннор).
*   Номинации на премию Американского киноинститута, США, 2002: актриса года (Фрэнсис О’Коннор), кинооператор года (Януш Камински), художник-постановщик года (Рик Картер), визуальные эффекты года.
*   Номинации на премию американской киноакадемии Оскар, США, 2002: лучшая музыка (Джон Вильямс), лучшие визуальные эффекты.
*   Номинации на премию Гильдии художников-постановщиков, США, 2002: за выдающиеся достижения художника и декоратора в кино.
*   Номинации на премию Золотой Глобус, США, 2002: лучший режиссер, лучший актер в роли второго плана (Джуд Лоу), лучшая музыка (Джон Вильямс).
*   Номинация на премию Грэмми, США, 2002: лучший саундтрек к игровому фильму.
*   Номинация не премию японской киноакадемии, 2002: лучший иностранный фильм.
*   Номинация на премию британской киноакадемии BAFTA, Великобритания, 2002: лучшие визуальные эффекты.

Всего 17 наград и 71 номинация

 

"Но разве Бог создал Адама не для того, чтобы любить его?"

В 1968 году выходит самый культовый из фильмов Стенли Кубрика "Космическая одиссея 2001 года", в котором важнейшее место занимает проблема искусственного интеллекта, противостоящего человеку. Идея была в том, что сложные компьютеры с возможностью самообучения на основе накопленного опыта рано или поздно разовьют такие эмоции, как страх, ненависть, любовь и зависть и конечном итоге станут подвержены обычным человеческим расстройствам психики. Что и случилось с HAL 9000.

После "Одиссеи" Кубрик обратил внимание на рассказ американского классика фантастики Брайана Олдисса "Суперигрушек хватает на всё лето" (1969), в котором развивались эта проблематика с совершенно другой стороны. Он уже готовился к съемкам экранизации, но проект был отложен в связи с тем, что технологии визуальных эффектов того времени были для перфекциониста Кубрика слишком несовершенны. После смерти мастера этот проект был реализован Стивеном Спилбергом уже со всей мощью компьютерных технологий.

Фильм "Искусственный разум" вышел в 2001 году, и открыл серьезную моральную проблему: на этот раз об ответственности человека за своих созданий, которых он наделил не только интеллектом, но также эмоциями и чувствами и даже любовью. Создавая идеального мальчика-андроида с функцией безусловной, вечной и неотменяемой любви к своим "родителям", которые, как и все люди, слабы, эгоистичны и имеют свои черные стороны, человек подходит к краю пропасти, в которой видны утилизационные печи Освенцима.

По сути дела перед нами жесткая и дерзкая притча о природе зла в конкретном человеке и человечестве в целом. В этом смысле "Искусственный разум" оказывается чуть ли не главным в творчестве Спилберга, самого последовательного и принципиального гуманиста Голливуда. Режиссер здесь до предела заостряет проблему. Ведь гуманизм - не обязательно свойство всей человеческой расы. Биологическое существо спокойно ведет войны и уничтожает тех, кто не вписывается в его стандарты о прекрасном. А набор железок оказывается способным на любовь.

Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб