ГРУЗ 200

Россия, 2007, 89 мин.
режиссер: Алексей Балабанов
в ролях:
Агния Кузнецова, Алексей Полуян, Леонид Громов, Алексей Серебряков, Леонид Бичевин, Наталья Акимова, Юрий Степанов, Михаил Скрябин и др.
18+

*   Национальный фестиваль российского кино "Кинотавр", Сочи, 2007: приз Гильдии российских кинокритиков.
*   Национальная кинопремия "Белый слон", Россия, 2008: лучший фильм.
*   Международный кинофестиваль в Роттердаме, Нидерланды, 2008: приз кинокритиков Нидерландов.
*   Номинации на национальную кинопремию "Ника", Россия, 2008: лучший фильм, лучшая мужская роль второго плана (Алексей Серебряков), лучший режиссёр (Алексей Балабанов), лучший звук.
*   Номинация на российскую некоммерческую кинопремию "Жорж", 2008: лучший фильм

Этот фильм вызывал, пожалуй, самые лютые споры и проклятия за всю историю отечественного кино. Но это не только лучшая работа Балабанова, этакий magnum opus его жизни, но и грозное пророчество гения из прошлого нам, настоящим. Хотя снимался фильм о прошлом: из начала 21 века Балабанов заглянул назад, в год смерти Андропова и воцарения больного и жалкого Черненко. После чего стало ясно, что страна находится в финальной стадии агонии, а обществои и социальные институты достигли окончательного и страшного разложения, суть которого очень точно ухватил Сергей Соловьев в "Ассе", действие которой разворачивается тоже в середине 80х.

В каком-то смысле фильм продолжает идеи "Сало, или 120 дней Содома" Пазолини, который исследет мир де Сада в контексте фашизма 20 века, проводя параллели между абсолютной властью и абсолютным, в том числе и сексуальным насилием. Процесс этот может начинаться комичным, но тошнотворным "кругом дерьма", но заканчивается всегда "кругом крови", что в общем-то является универсальной формулой тотальной власти над человеком.

Балабановская интерпретация этого сюжета погружает нас в 1984 год в СССР, когда люди ютились в разбитых хрущовках, алкоголь лился рекой, самолеты привозили все новые гробы с афганской войны и уносили на нее все новых солдатиков, а власть была у условных всевластных товарищей майоров из провинциальных отделений милиции, которые могли и избить, и изнасиловать бутылкой, и отправить за решетку невиновного, и убить. Кто ж знал тогда, в 2007, что это не только про прошлое.

В год действия фильма я был тинейджером, и я хорошо помню этот страх, безнадежность, криминал, что, впрочем, казалось нормой, ибо ничего другого мы не знали. Потому и фильм, который кому-то может показаться всего лишь страшной неадаптированной сказкой братьев Гримм на советском материале, на самом деле собран из историй, явившихся к Балабанову и из собственной жизни, и из жизни разных людей, с которыми сводила его судьба на протяжении долгих лет. Фильм действительно основан на реальных событиях, о чем свидетельствует начальный титр, которому многие не верят. Зря.

В фильме есть несколько крайне шокирующих сцен, что вызвало в 2007 году вызвало нешуточное бурление. Наверное, это самый недооцененный и недопонятый фильм Балабанова, который многие простодушные зрители свели только к трэшу и чернухе, хотя все это лишь метафора гораздо более серьезных идей о нашем прошлом, нашем настоящем и нашем будущем.

Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб