ЖАННЕТТ: ДЕТСТВО ЖАННЫ Д'АРК
JEANNETTE, L'ENFANCE DE JEANNE D'ARC

Франция, 2017, 105 мин.
режиссер: Брюно Дюмон
в ролях:
Лиз Леплат Прудом, Жанна Вуазан, Люсиль Готье и др.
0+
Режиссёр Брюно Дюмон, бывший преподаватель философии, обретший специфическое чувство юмора на предыдущем фильме-буффонаде "В тихом омуте", в следующей картине довел его до предела радикализма. Обезумевшие зрители, с боем бравшие фестивальный зал ММКФ 2017 года, и сидевшие на премьере и в проходах и на головах друг у друга, через 10 минут с недоумением потянулись к выходу, а пользователи IMDB в году выхода фильма оценили опус самым низким рейтингом из всех 10 работ: жалкие 4,4 (через несклько лет оценка ожидаемо поднялась, и в 2023 году это уже вполне достойные 5,9 баллов). Это фильм, про который вначале тоже думаешь: WTF, какого чёрта! - но в конце выходишь из зала с восхищением от встречи с шедевром.
 
Фестивальная аннотация фестиваля торжественно сообщает о чем фильм: Франция, 1425 год. В разгар Столетней войны восьмилетняя Жанет пасёт овец в деревушке Домреми. Однажды она говорит своей подружке Овьет, что не может спокойно смотреть на страдания, причиняемые англичанами. Монахиня мадам Жервез пытается урезонить девочку, но Жанет полна решимости встать на защиту пострадавших и своей родины. Окрыленная верой, она превратится в Жанну д’Арк.
 
На самом деле как бы не так! Фильм представляет из себя серию эпизодов художественной самодеятельности, где вначале на фоне дюн и под блеянье овец маленькая девочка кривляется и произносит огромное количество сложного текста, потом кривляется уже большая девочка и некоторые новые персонажи. Также время от времени персонажи принимаются петь как под какой-то нелепый рок, так и a capella.
 
На первый взгляд Дюмон делает что-то типа мюзикла, который сейчас уже не снимает только ленивый, но на самом деле это анимюзикл. Почти весь фильм - это серия общих и средних протяженных планов неподвижной камерой формата 3:4 без какого-либо действия. Я думаю, что здесь привет Карлу Теодору Дрейеру и его "Страстям Жанны д'Арк", снятых в таком же формате и такими же статичными планами, только крупными -похоже на своеобразную пародию. В любом случае, так мюзиклы не снимают, и это несоответствие стилей вкупе с принципиально непрофессиональными исполнителями, вытащенными прямо из местных деревень, которые, как могут, нелепо декламируют и кривляются, создает дичайший эффект, который смешно распугал бедных зрителей, для которых мюзикл это мюзикл, а кино это кино.
 
Но на самом деле во всех этих ужимках деревенских простаков есть сермяжная правда. Ведь детство реальной Жанны прошло не на подмостках сцены, а в глуши, в деревне, среди именно таких вот аутентичных странных людей. И сама она была не актрисой системы Станиславского, а такой же, одной из них, с непоставленной речью, косноязычной, не обученной хореографии. Метод Дюмона прост и прекрасен: он берет реальных людей и разыгрывает с ними как в школьном любительском театре эпизоды из жизни юной Жанны Д'Арк, попутно играя формой и стилями. Примерно тем же, но в другой образной системе,кстати. занималась и Кира Муратова. Но такой подход настолько не вписывается в традиционное представление о кино, что многие реально не поняли, что это было. Зато те, кто понял, получили два часа чистого удовольствия.
 
Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб