ФАУСТ
FAUST

Россия, Германия, США, Франция, Япония, Великобритания, Италия, 2011, 140 мин.
режиссер: Александр Сокуров
в ролях:
Йоханнес Цайлер, Антон Адасинский, Ханна Шигулла, Георг Фридрих, Изольда Дюшаук, Флориан Брюкнер, Максим Мехмет и др.
16+

*   Национальная кинопремия Ника, Россия, 2013:лучший сценарий, лучший фильм, лучший режиссер, лучший актер (Антон Адасинский). Номинации: лучшая музыка, лучший оператор, лучший художник по костюмам.
*   Премия Российской гильдии кинокритиков, 2013: лучший сценарий, лучший фильм, лучший режиссер, лучший актер второго плана (Антон Адасинский). Номинации: лучшая музыка, лучший оператор, лучший художник.
*   Международный кинофестиваль в Венеции, Италия, 2011: Золотой Лев, экуменическая и межконфессиональная премия SIGNIS, премя "Future Film Festival Digital Award".
*   Международный кинофестиваль в Жихоне, Испания, 2011: лучшая работа художника.
*   Номинации на премию Европейской киноакадемии, 2011: лучший оператор, лучший художник по костюмам.
*   Номинации на премию Международного общества синефилов, США, 2014: лучший фильм на неанглийском языке, лучший оператор, лучший художник, лучший актер второго плана (Антон Адасинский).
*   Номинация на премию Национального синдиката киножурналистов Италии, 2012: лучший европейский режиссер.

Заключительный фильм "тетралогии власти" Александра Сокурова вышел через 12 лет после первого и снят по мотивам одного из главных текстов европейской литературы. Конечно, это не буквальная экранизация: режиссер ставит те вопросы, которые волнуют лично него - в контексте его трех предыдущих картин о персонах, которые достигли абсолютной власти над другими и ставшие заложниками собственной человеческой ограниченности (Гитлер в "Молохе", Ленин в "Тельце" и Хирохито в "Солнце").

"Фауст" - это фильм о смерти бога, кризисе цивилизации и падении одной мятущейся души где-то в воображаемом, но вечном средневековье. Если у Гете история сделки человека с дьяволом, спустившемся с небес, имела в своей основе катарсис и показывала возможность избавительного очищения, то Сокуров ставит вопрос жестче и безнадежнее. Мы живем в аду, а черт (даже не романтический дьявол, а просто черт) живет среди нас и лишь помогает нам раскрыть собственную черную природу. Сокуровский черт не имеет ничего общего с традиционным овеянным запахом серы и разговаривающим афоризмами романтическим Мефистофелем: внешне это отвратительный физический урод, а по занятиям - ростовщик, который овладевает душами посредством денег. Банально. Но... вспомним Ханну Аренд: зло на редкость банально.

Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб