СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ
FAIL SAFE

США, 1964, 102 мин.
режиссер: Сидни Люмет
в ролях:
Дэн О’Херлихи, Уолтер Мэттау, Фрэнк Овертон, Эд Биннс, Фриц Уивер, Генри Фонда и др.
12+

*   Номинация на премию британской киноакадемии BAFTA, Великобритания, 1966.
*   Номинация на американскую кинопремию "Laurel" от журнала Motion Picture Exhibitor, США, 1965: лучшая драма, лучшая драматическая мужская роль (Генри Фонда).

"Ты бы хотела сделать это, да? С вожделением нажать на кнопку. Какой это был бы кайф. Знать, что ты умрешь, и, обладая властью, забрать с собой всех остальных. Эту толпу, с их планами, с их маленькими надеждами, людей, которые рождены на смерть и пытаются не думать об этом, закрывают на это глаза. И именно ты могла бы сделать это, сделать это для них. Но ты боишься. Поэтому ищешь острые ощущения в другом месте".

В тени суперуспешного "Доктора Стрейнджлава" Кубрика оказался сильнейший фильм, который снимался практически параллельно и вышел на экраны в том же 1964 году. "Система безопасности" голливудского классика Сидни Люмета снята на ту же самую тему: сбой в системе обороны США, самолеты с ракетами в воздухе, вот-вот начнется ядерная война, а Президент и генералы в военной комнате Пентагона пытаются понять, что же им делать в оставшиеся минуты до часа Икс. Люмет превратил этот сюжет не только в психологическую драму об ответственности политиков за свои действия, наполненную крупными и сверхкрупными планами лиц и глаз, но и в философское эссе о природе войны, и даже символическую притчу, истоки которой можно обнаружить в библейской истории жертвоприношения Авраамом своего сына Исаака, и еще вспомнить "Жертвоприношение" Тарковского, снятое намного позже. Фильм поднимает жесткие и крайне актуальные не только для 20, но и для 21 века темы и вопросы, связанные с массовым уничтожением мирного населения в ходе военных действий, актуализированных после Второй мировой войны и Карибского кризиса 1962 года, когда мир оказался буквально в одном шаге от ядерной катастрофы. Эти события не давали покоя многим интеллектуалам, в том числе и Ханне Арендт, сделавшей огромный вклад в развитие так называемой моральной философии, или философии морального выбора. Можно ли жертвовать мирным населением ради каких бы то ни было военных или политических целей? Можно ли уничтожить 3 миллиона человек ради того, чтобы оставить в живых в 10 раз больше? Кто нажмет на красную кнопку? Как контролировать технику или человека, от которых зависит судьбы и жизни огромного количества людей - ведь и техника и человек могут давать сбои и выходить из строя, причем мы можем даже не сразу понять, что это произошло. И, наконец, можно ли нападать первым? В чем состоит ответственность политика за свои решения, отнимающих жизнь у огромного количества людей. 

- Вы оправдываете убийство.
- Да. Чтобы не быть убитым.
- Во имя чего? Чтобы сохранить что? Даже если мы выживем, кем мы станем? Чем мы будем лучше, чем они? По какому праву мы будем жить? Мы что, достойны выживания, только потому, что оказались настолько безжалостны, чтобы нанести удар первыми?
- Да!

Легкость с какой начинаются современные войны и то, насколько просто политики жертвуют мирным населением ради неких целей, создали целый комплекс моральных и этических проблем. Только что в Каннах Лозница показал «Естественную историю разрушения» о том, как во время второй мировой бомбились целые города с мирными жителями. Бомбятся города и сейчас. Сидни Люмет в своем фильме, снятом 60 лет назад, один из первых поднимает проблему массовых разрушений и гибели невинных мирных людей. Гениальность режиссера в том, что основное действие фильма происходит в паре комнат в режиме диалога. Сюжет для блокбастера уместился в лаконичный и сосредоточенный фильм-разговор. Никакого экшена, никакой закадровой музыки. Комната президента, который принимает самое главное в своей жизни и жизни своей страны решение - чистые белые стены. Перед нами мучительное противостояние идей и понимание человеком своей моральной, этической сущности, что способно вызвать у зрителя эмоциональное напряжение, человеческое сочувствие и работу мысли.