ИСТОРИЯ АСИ КЛЯЧИНОЙ, КОТОРАЯ ЛЮБИЛА, ДА НЕ ВЫШЛА ЗАМУЖ

СССР, 1967, 93 мин.
режиссер: Андрей Кончаловский
в ролях:
Ия Саввина, Александр Сурин, Геннадий Егорычев, Любовь Соколова, Иван Петров, Михаил Кислов, Борис Парфенов, Сергей Парфенов и др.
12+

*   Национальная кинопремия Ника, СССР, 1989: лучший режиссер, лучший сценарий. Номинации: лучшая женская роль (Ия Савина), лучшая операторская работа (Георгий Рерберг).

Андрей Плахов (Афиша):

Городской жених (Егорычев) предлагает колхозной поварихе Асе (Саввина) руку и сердце, а она предпочитает разбитного шофера (Сурин), хоть и чувствует, что это роковое увлечение оставит ее матерью-одиночкой.

Кончаловский впоследствии показал себя мастером на все руки — от элегий до голливудского экшена. Код этой универсальности заложен во второй (и лучшей) картине режиссера по сценарию Юрия Клепикова. Ее полное название само по себе шедевр: «История Аси Клячиной, которая любила одного, да не вышла замуж, потому что гордая была». Документальная мелодрама — сочетание почти немыслимое. Впервые в послевоенном советском кино возникают неотлакированные картины деревни, которые в отличие от жизнеподобных фактур 20-х годов не взывают к революционным преобразованиям. Поражает ­синхроном записанная, почти не отцензурированная речь колхозников, прошедших через фронт и ГУЛАГ. Но все это было бы маленькой радостью «полочного» кинематографа, если бы не бесподобная Ася в исполнении Ии Саввиной. Ничуть не похожая на породистых деревенских красавиц Мордюковой и Чурсиной, она брала не статью, а нежностью, не картинными страданиями, а настоящей жертвенностью. Ася — сестра Дурочки из «Андрея Рублева» (соавтором сценария которого был Кончаловский) и героинь Чуриковой. Спустя почти тридцать лет в сиквеле «Аси Клячиной» Чурикова и заменит Саввину — но чудо не повторится.