ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ
ТІНІ ЗАБУТИХ ПРЕДКІВ

СССР, 1965, 95 мин.
режиссер: Сергей Параджанов
в ролях:
Иван Миколайчук, Лариса Кадочникова, Татьяна Бестаева, Спартак Багашвили, Николай Гринько, Леонид Енгибаров и др.
0+

*   Международный кинофестиваль в Мар-дель-Плата, Аргентина, 1965: специальный приз жюри за операторскую работу, спецэффекты и работу художника, гран-при кинокритиков.
*   Международный кинофестиваль в Салониках, Греция, 1965: специальный приз жюри.
*   Специальный приз жюри на Всесоюзном кинофестивале, Киев, 1966.
*   Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1991 — посмертно) — С. Параджанову (посмертно), оператору Ю. Ильенко, актрисе Л. Кадочниковой, художнику Г. Якутовичу.

 

Этот фильм, снятый по одноименной повести украинского писателя Михаила Коцюбинского, называют историей гуцульских Ромео и Джульетты — Ивана и Марички, чьи семьи враждуют на протяжении многих лет. Несмотря на сильное и чистое чувство, зародившееся между героями, вопреки ненависти отцов, вместе им быть не суждено. Девушка тонет в реке, а юноша, хоть и женится на красавице Палагне, но так и не может забыть свою Маричку. Съемки картины проходили в Ивано-Франковской области — там, где было написано произведение и где и сейчас живут гуцулы, а костюмы, музыка и декорации максимально точно передают все особенности быта этого немногочисленного, но сохранившего древние традиции народа. Красочное убранство домов и элементы национальной одежды — все это, в том числе и стараниями оператора Юрия Ильенко, чья камера снимает героев в движении, словно не поспевая за ними, взмывает вверх или выхватывает крупные планы, превращает ленту в красочное, будто сказочное и не совсем реальное действие. Кульминацией фильма и своего рода "первым кадром" будущих работ Параджанова можно считать финал, в котором умирающий Иван в видениях воссоединяется, наконец, с любимой Маричкой — под звуки пастушьих песен он видит ее в отражении воды в реке, ищет ее в выжженном лесу и берет за руку.

Сергей Параджанов - режиссёр с трудной судьбой и один из главных гениев кино 20 века. Этот фильм хотя и не первый в его биографии, но именно здесь впервые явился миру знаменитый поэтический стиль мастера. В фильме поднимаются основные философские вопросы, к которым Параджанов вернётся не раз: рок, жизнь и смерть, любовь, телесное и душевное. Абсолютное счастье и удовольствие от кинематографа. После этого фильма Параджанов уже никогда не будет снимать обычное советское кино.