ГОРИ, МОЯ БАРЫШНЯ
HORÍ, MÁ PANENKO

Чехословакия, Италия, 1967, 73 мин.
режиссер: Милош Форман
в ролях:
Ян Вострчил, Йозеф Шебанек, Йозеф Валноха, Франтишек Дебелка, Джозеф Ржегоржек, Вратислав Цермак и др.
12+

*   Номинация на премию американской киноакадемии Оскар, США, 1969: луший иностранный фильм.

Короткая и злая сатирическая комедия «Бал пожарных» (или «Горит, моя барышня» по-чешски) в далёком 1967 году вызвала немало озлобленных высказываний в адрес Милоша Формана как от итальянского продюсера Карло Понти, так и со стороны Коммунистической партии. «Бал пожарных» - последний фильм, снятый Милошем в Чехословакии.

В основе сюжета реальная история. Прототипом фильма стал настоящий бал пожарных, на котором Форману довелось присутствовать. Пожарное отделение в маленьком чехословацком городке Врхлаби устроило большой праздник, приуроченный к 86-летию бывшего председателя, почтенного начальника отделения. На танцы пожарные пришли, чтобы хорошо провести время, и веселились от души. Они организовали конкурс красоты для своих дочерей. Они провели лотерею. Они много пили, и спорили, одним словом были самими собой. Но подготовиться и провести сам бал оказывается вовсе не так просто, как им казалось. Тем временем неподалёку догорал дом...

Все - и главные и второстепенные роли в фильме исполняли обыкновенные жители Врхлаби, тем не менее, смотреть на их игру интересно. Форман предоставлял своим актёрам максимальную свободу: текст они не учили, а лишь импровизировали в кадре на заданную тему. Режиссёр избрал верный путь: с большой долей вероятности пожарный, исполняющий роль пожарного будет «в образе», как в жизни выглядеть органично.

«Бал пожарных» высмеивал не «буржуйское» западноевропейское сословие, а «среднего человека», на которого в социалистическом государстве возлагались все надежды, естественно выход фильма в широкий прокат мог повредить интересам партийного руководства: бюрократы считали фильм «насмешкой над рабочим классом», упрекали режиссёра в цинизме и сатирическом изображении жизни рядовых членов строящегося социалистического общества.

В результате, Форман, оказавшись меж двух огней, обвинённый в «нанесении экономического ущерба государству», под страхом десятилетнего тюремного заключения, вынужден был бежать во Францию. А потом наступила Пражская весна и «Бал пожарных» пришёлся на Западе очень кстати и получил номинацию на Оскар в 1969-м.

«Бал пожарных» стал для Формана судьбоносным фильмом. Если бы не Клод Берри, продюсер, выкупивший ленту у чехословацкого правительства, возможно, не было бы сейчас таких шедевров, как «Пролетая над гнездом кукушки» или «Амадей» от одного из виднейших режиссёров современности.

Фильм представляет собой злую сатиру на социалистическое общество, где всё фальшиво, наиграно: если поздравления, то штампованные, если слова благодарности, то заранее заученные, если казённое имущество то его обязательно кто-нибудь разворует, ну а секса, разумеется, официально нет, но если очень хочется, то можно, под столом... В «Бале пожарных» события местного масштаба используется для рассмотрения более крупных социальных проблем.

Сейчас, более сорока лет спустя, фильм заметно подрастерял своего революционно-провокационного шарма и смотрится разве что как очень весёлая комедия, что тоже совсем неплохо. Семьдесят три минуты «Бала пожарных» пролетают вмиг: за чередой постоянно следующих друг за другом комических эпизодов конец наступает даже слишком быстро.

«Бал пожарных» - очень лёгкое, увлекательное кино. Такой обворожительный фарс непременно заслуживает просмотра «с огоньком».

(рецензия: Кинопоиск)