И ВСЁ-ТАКИ Я ВЕРЮ

СССР, 1974, 120 мин.
режиссер: Михаил Ромм
18+

Михаил Ромм - знаменитый советский режиссер и педагог. О его мастерской во ВГИКе ходили легенды, ведь именно он воспитал гений Андрея Тарковского, Василия Шукшина, Сергея Соловьёва, Андрея Кончаловского, Динары Асановой, Тенгиза Абуладзе, Резо Чхеидзе, Григория Чухрая, Александра Митты, Никиты Михалкова, Андрея Смирнова, Михаила Ильенко. Ромм - автор самого известного документального фильма тех лет "Обыкновенный фашизм" (1965). Его закадровый голос, неподражаемая интонация расказчика соединились с новаторским монтажом редкой военной хроники, явив яркий авторский стиль и открыв новые горизонты документалистики как гражданского высказывания и одновременно высокохудожественного кино. "И всё-таки я верю" - его новая вершина, к сожалению, почти забытая в лучах славы "Обыконовенного фашизма".

Этот фильм должен был называться "Мир сегодня". Автор задумывал его как личное художественное исследование бурных событий и потрсений 20 века на материале кинохроники и интервью с молодыми жителями Европы. Ведь Ромм родился в 1901 году и был ровесником века, оставившего свой след непосредственно в его судьбе, душе и жизни. Режиссер умер в разгаре работы над картиной, смонтировав и озвучив только половину. Фильм закончили Элем Климов и Марлен Хуциев с Германом Лавовым. Таким образом, он состоит из двух частей: роммовской - с его голосом, комментариями и монтажом - и посмертной, сделанной его великими, тогда еще молодыми коллегами. Их работа над картиной серьёзно обогатили изначальный замысел новыми смыслами и контекстами: в ней соединились тяготение Климова к психическим "сверхсостояниям", к тотальному воздействию кинематографа на человека, впоследствии нашедшим свое воплощение в фильмах "Агония", "Прощание" и, конечно, "Иди и смотри", и шестидесятнический, антитоталитарный дух кинематографа Хуциева, снявшего главные фильмы оттепели "Застава Ильича" и "Июльский дождь", и всегда стремившегося выйти за рамки житейских историй в Историю, в рефлексию о поколении и о времени. То есть масштабный роммовский проект стал идеальным местом силы для всех, в кого он затянул в свою орбиту.

Еще одно важное для фильма имя - композитор Альфред Шнитке. Он довольно много работал в кино, и его киномузыка не менее гениальна, чем академическое творчество. Сам он считал экран уникальной экспериментальной площадкой, где он мог придумывать самые разные и смелые идеи, которые затем воплощал в "серьезной" музыке. Работа над этим фильмом была для него особой. Здесь он разработал новаторские идеи полистилистики и музыкального коллажа, и этот материал стал основой его программной Первой симфонии. По большому счёту, весь фильм и есть одна большая современная симфония звуков, мелодий, шумов, стилей, выражающих средствами оркестра идею безумного безумного безумного мира в гениальном и невероятном по воздействию монтаже.