ГУНДА

Норвегия, США, 2020, 93 мин.
режиссер: Виктор Косаковский
6+

*   Премия Гильдии киноведов и кинокритиков России, 2020: лучший документальный фильм.
*   Международный кинофестиваль в Дублине, Ирландия, 2020: лучшая операторская работа (Виктор Косаковский, Эгиль Хасколд Ларсен).
*   Международный кинофестиваль в Софии, Болгария, 2021: особое упоминание жюри (лучший документальный фильм).
*   Международный кинофестиваль в Стокгольме, Швеция, 2020: лучший документальный фильм.
*   Междуародная премия неигрового кино Cinema Eye Honors, США, 2020: "Незабываемому фильму". Номинации: за выдающиеся достижения в режиссуре, операторской работе, монтаже и производстве неигрового кино.
*   Номинация на премию "Спутник" Международной пресс-академии, Лос-Анджелес, США, 2021: лучший документальный фильм.
*   Номинация на премию кружка кинокритиков г. Феникс, Аризона, США, 2021: лучший документальный фильм.
*   Номинации на премию кружка кинокритиков Флориды, США, 2020: лучшая операторская работа, лучший документальный фильм.
*   Номинация на премию Международной ассоциации документального кино, 2021: лучший фильм.
*   Номинация на премию европейской киноакадемии, 2020: лучший документальный фильм Европы.

*   Номинация на премию независимого кино IndieWire Critics Poll, США, 2020: лучшая операторская работа.
*   Номинация на кинопремию «Выбор критиков» в области документального кино, США, 2020: лучший документальный фильм, лучший фильм о природе и науке, лучшая режиссура, лучший монтаж, лучшая операторская работа.
*   Номинация на премию Американского сообщества кинооператоров, США, 2021: за выдающиеся достижения в операторской работе документального фильма.

 

 

 

Новый фильм прославленного документалиста Виктора Косаковского — «Гунда», завораживающий черно-белый портрет свиньи и ее семьи, в котором нет людей и человеческой речи. Картина участвовала в программе «Encounters» Берлинского кинофестиваля 2020 года.

Мы делим просторы нашей планеты с миллиардами домашних животных. Но индустриальные общества привыкли игнорировать чувства и эмоции этих животных, считающихся просто пассивными ресурсами. Если предыдущий фильм Косаковского, новаторский эпик «Акварель», был предупреждением о хрупкости человека по сравнению с водной стихией, то в «Гунде» он радикально перенастраивает наш моральный компас, напоминая о неотъемлемой ценности самой жизни.

Смотря в глаза свиньи, слушая мычание коровы или наблюдая, как курица расправляет свои крылья, Косаковский отрицает, что люди уникальны в своей способности испытывать эмоции, обладать сознанием и волей. Погружение в мир этих животных, живущих полной жизнью, во всех ее радостях и горестях, заставляет задуматься о необходимых переменах и прекращении массовой эксплуатации созданий, с которыми мы делим Землю. «Гунда» — очень личная попытка Косаковского обновить наше восприятие жизни и сознания.

Проект привлек внимание Хоакина Феникса, известного вегана и защитника животных: он стал исполнительным продюсером фильма.

Синопсис:

Мы делим просторы нашей планеты с миллиардами домашних животных. Через знакомство со свиньей Гундой (что в переводе с норвежского — «женщина-воин») и ее поросятами, двумя необычными коровами и одноногой курицей мы можем задуматься о неотъемлемой ценности жизни и тайне всего животного сознания, в том числе и нашего собственного.

О проекте:

Для Виктора Косаковского «Гунда» — фильм особенный. В возрасте четырех лет он провел несколько месяцев в деревне, где встретил своего лучшего друга Васю. Время, проведенное с ним, — среди самых драгоценных воспоминаний из детства режиссера. Но на Новый год поросенок Вася стал праздничным обедом. Косаковский был раздавлен и мгновенно, по собственному признанию, стал первым ребенком-вегетарианцем в Советском Союзе.

Став режиссером, он очень хотел снять фильм о существах, с которыми мы делим Землю, фильм о животных как о живых и чувствующих созданиях — но без снисхождения, сентиментальности и пропаганды веганства. Косаковский 30 лет искал финансирование для съемок такого проекта, пока к нему не подключилась норвежская продюсер Анита Рехофф Ларсен. Свою героиню режиссер обнаружил на первой же ферме в первый же день кастинга. Гунда покорила его способностью выражать свои эмоции и чувства без слов: Косаковский даже сравнивал ее актерский талант с Мэрил Стрип. Поэтому же в фильме нет титров, закадрового голоса или музыки: зрителям лишь нужно смотреть его и позволить себе чувствовать.

По мнению Косаковского, документальное кино — прекрасный способ показать реалии мира, показать вещи, которые мы не замечаем, которые не хотим видеть, которые мы договорились не замечать — и поэтому позволяем себе не думать о них. В своих фильмах, однако, режиссер не стремится навязать какую-то точку зрения. Зрители должны сделать собственные выводы: «Я хочу, чтобы с помощью „Гунды“ люди увидели в этих животных разумных существ, обладающих сознанием и личностью. Я считаю, что „Гунда“ — самый личный и важный фильм из всех, что я создал как кинематографист и человек».

(материалы сайта "Иное кино")