ИЮЛЬСКИЙ ДОЖДЬ

СССР, 1966, 103 мин.
режиссер: Марлен Хуциев
в ролях:
Евгения Уралова, Александр Белявский, Александр Митта, Юрий Визбор, Алла Покровская, Евгения Козырева, Зиновий Гердт и др.
0+

Москва. Вторая половина 60-х годов. Фильм запечатлел жизнь, интересы, ежедневные заботы, волнения интеллигенции времен оттепели. Героям Лене (Евгения Уралова ) и Володе (Белявский Александр) около 30 — это время пересмотра своих взглядов, время, когда узнаешь себя чуть лучше и понимаешь о своих мечтах чуть больше. В начале фильма влюбленные собираются пожениться, но потом в сознании девушки что-то меняется, и она задумывается: а нужно ли делать этот шаг?

Скромный и неброский «Июльский дождь» — один из самых важных и лучших советских фильмов. Ему удалось, с одной стороны, точно уловить дух своего оттепельного, «нововолновского» времени, тишиной и молчанием передавая привет Антониони, а с другой — навсегда вписать в вечность эту живую и широкую Москву, эти разговоры на кухне, песни под гитару, утренние пустые троллейбусы и, главное, этих людей — растерянных, сомневающихся, чутких.


Фильм "Июльский дождь" поразителен с точки зрения звуковой дорожки. Кажется, здесь Марлен Хуциев впервые в нашем кино раскрыл художественную силу техники музыкального коллажа. Это был абсолютно новаторский подход к звуку. Музыкальная стихия стала самостоятельным содержательным элементом фильма, поразительно и парадоксально рифмуясь с документальными съемками Москвы 1965 года. Фильм, снятый всего через 12 лет после смерти Сталина, вообще начинается с места в карьер - внезапной бравурной музыкой из оперы... "Кармен". С первого же эпизода во время эпичного проезда камеры по московским улицам, кишащих людьми, на нас обрушивается невероятная по своей наглости аудиосолянка из Бизе, французского шансона, футбольных матчей, джазовых синкоп, эстрадных мелодий и "зайчиков в трамвайчике", еще и перемежающаяся кадрами портретов эпохи Возрождения. Сопоставление несопоставимого производит почти что шоковое впечатление - ведь музыка в нормальном кино всегда была падчерицей сюжета.

Один из музыкальных номеров внутри грандиозной "симфонии Москвы" доверен удивительной музыкальной группе, которая только появилась на свет, и по-видимому, ее записи как-то добрались до СССР (Битлы, например, не добрались). Это англо-французская вокальная группа The Swingle Singers, которая в 1963 году записала свою первую пластинку «Jazz Sebastian Bach», получившую две премии Грэмми. Восемь солистов, контрабас и ударные впервые исполнили Баха в джазовой обработке - и до сих пор эти записи производят неизгладимое впечатление. Погуглите, поютубьте, послушайте. А эта группа, кстати, существует и поныне, дает концерты и базируется в Лондоне.
Но Марлен не просто соткал невероятную поэзию, показав элегичные московские панорамы с продавщицей капусты в тумане, с лошадьми в грузовике под джазового Баха, он еще пустил вслед забойный французский канкан.
И небольшое открытие. Именно здесь, у Марлена, обнаруживаются корни революционной коллажной Первой симфонии Альфреда Шнитке, впервые прозвучавшей в 1974 году и мгновенно ставшей культовой в музыкальных кругах. Вот здесь в "Июльском дожде". Смотрите. В 1971 году умирает Михаил Ромм, который работал над документальным фильмом "Мир сегодня", и эту работу завершают (вместе с Элемом Климовым) как раз Марлен Хуциев и Герман Лавров, между прочим, оператор "Июльского дождя". Звуковую партитуру разрабатывает Альфред Шнитке. В этой невероятной по воздействию документальной работе ребята довели до эмоционального, содержательного и формального предела технику коллажа - как изображения, так и звука. Того самого коллажа, который Марлен впервые применил в кино в "Июльском дожде". И продолжил в качестве главной идеи в "Мире сегодня", уже в сотрудничестве с гениальным композитором. Для Шнитке же работа с разнородным музыкальным коллажным материалом как основой целостного произведения стало творческой лабораторией для создания Первой симфонии, куда и вошли все эти идеи, техника коллажа, соединение разнородных музыкальных кусков и даже стилей.
 
В общем, Марлен Хуциев как предтеча Альфреда Шнитке. Кажется, про это еще никто не писал. Посмотрите, послушайте сами. 
А вот музыка из фильма: «Jazz Sebastian Bach», партита до минор BWV 826, 1 часть. Исполняют The Swingle Singers. https://youtu.be/pkA8fC9_z9c?t=80