СЧАСТЛИВО ОСТАВАТЬСЯ
ADIEU LES CONS

150 ру

Франция, 2020, 87 мин.
режиссер: Альбер Дюпонтель
в ролях:
Виржини Эфира, Альбер Дюпонтель, Николя Марье, Жакки Берруайе, Филипп Юшан и др.
16+
Новый фильм Альбера Дюпонтеля возвращает нас к тому самому великолепному сложносочинённому французскому кино, которое уже, кажется, почти исчезло как класс под маузером новой этики, политкорректности и прочих революционных идей 21 века. Мы словно вспоминаем "Амели", наслаждаясь снятым в той же жёлто-оранжевой колористике и озвученным столь же проникновенной музыкой, берущим за душу кино о женщине и её Пути. Снятым без тени феминизма, но с огромной любовью, традицией и вкусом. Однако, душераздирающие приключения Сюзи Траппе, в отличие от романтических похождений Амели Пулен, происходят не в старом добром волшебном Париже грёз, а в Париже современном: в безжалостном царстве небоскрёбов, корпораций, чиновников и полиции, в котором одинокий голос человека становится ещё более одиноким, а само желание им остаться выглядит как наглый и опасный вызов обществу и реальности.
 
Перед нами высший пилотаж драматургии и режиссуры: история, рассказанная весело и непринуждённо, на самом деле несёт в себе безжалостный экзистенциальный смысл. Скромная парикмахерша со смертельным диагнозом в поисках сына, некогда оставленного ей при рождении, обретает саму себя, любовь, свободу и достоинство - ценой радикального переосмысления своих отношений с обществом, государством и Новым Порядком. Потому как человек и любовь - это самое ценное, что есть на Земле. Мы не рабы, рабы не мы.
 
Не удивительно, что в качестве источника вдохновения для Дюпонтеля стала культовая антиутопия великого режиссёра Терри Гиллиама "Бразилия"(1984): там мелкий клерк Сэм Лаури, вполне удовлетворённый своей обывательской жизнью, через несколько твистов судьбы тоже оказывается вовлечённым в дикие, невероятные и фантастические события, радикально меняющие его жизнь и сознание. Дюпонтель пригласил Гиллиама на небольшой эпизод в роли рекламного продавца оружия, с которого и начинается вся катавасия. Ещё сюда перекочевали имена трех ключевых персонажей "Бразилии".
 
Кстати, Терри Гиллиам. Это же один из шестёрки знаменитой английской комик-группы "Понти Пайтон", чей абсурдный черный юмор без границ и тормозов повлиял на развитие мировой комедии примерно так же как Битлз - на мировую поп-музыку. Фильм посвящён памяти другого её участника, Терри Джонса, ушедшего в мир иной в январе 2020 года. Образ старого доброго доктора Линта, страдающего от деменции, потери речи и памяти, но все же вспомнившего имя приёмной матери сына Сюзи - это сам Джонс, знак почтения Дюпонтеля к своему коллеге по кинематографу.
 
В фильме также появляется ещё один известный мастер кино, бельгиец Були Ланнер, которому я лично бы поставил памятник только за один его фильм "Гиганты" (2011). Он больше известен как актёр, а его режиссёрский стиль отчасти близок Дюпонтелю, когда через юмор и лёгкость повествования на экране проступают серьёзные человеческие драмы.
Сам Альбер Дюпонтель тоже не только режиссёр, но и известнейший франкоязычный актёр. У себя в "Счастливо оставаться" он играет одну из главных ролей. А в мировое кино он ворвался, снявшись у Гаспара Ноэ в "Необратимости" (2002), перемонтированная версия которой, кстати, скоро выходит на российские экраны.
Фильм действительно сильный. Вам предстоит и поплакать, и поразмышлять, и посмеяться, и испытать сильные эмоции - пожалуй, это идеальное кино.