ПОСЛЕДНЯЯ ВОЛНА
THE LAST WAVE

Австралия, 1977
режиссер: Питер Уир
в ролях:
Ричард Чемберлен, Оливия Хэмнет, Дэвид Галпилил, Фредерик Парслоу, Вивьен Грэй, Нандживарр Амагула, Уолтер Амагула и др.
16+

*   Премия Австралийского киноинститута, 1977: лучшая операторская работа, лучший звук. Номинации: лучший оригинальный сценарий, лучшая режиссура, лучший монтаж, лучший актер в главной роли (Ричард Чемберлен), лучшая музыка.
*   Каталонский международный кинофестиваль, г. Ситжес, Испания, 1982: лучший актер (Ричард Чемберлен).
*   Фестиваль фантастического кино в г. Аворья, Франция, 1978: специальный приз жюри.
Номинации на премию Академии научно фантастического кино, фентези и хоррора, США, 1978: лучший фентези, лучший режиссер.

Оккультные силы. Ритуальное Убийство. Зловещие бури. Пророческие сны. Последняя волна. Ранняя малоизвестная работа австралийского киноклассика о столкновении цивилизаций и культур.

«Питер Уир умело развивает тему начатую в «Пикнике у Висящей скалы». Маэстро рассказывает, на первый взгляд, тривиальную историю о налоговом адвокате, которого просят принять участие в уголовном процессе — защите нескольких австралийских аборигенов, которые обвинялись в убийстве человека. Вскоре адвокат углубляется в проблему и понимает, что на некоторые ответы не может быть ответов. Они табуированы. Вскоре герой Ричарда Чемберлена оказывается перед выбором — просто завершить дело или перешагнуть запретный рубеж и постичь тайну. Он выбирает второе».

Из рецезии cyberlaw, Кинопоиск


«Последняя волна» — фильм Питера Уира о столкновении. Столкновении цивилизаций и культур (потомков англосаксонских колонизаторов с австралийскими аборигенами), столкновении человека-материалиста со скрытым или непознанным, столкновении сознания с бессознательным. Типичный накрахмаленный воротничок, адвокат Дэвид Бартон (Чемберлен), взявшись за дело аборигенов, обнаруживает в себе что-то необъяснимое. Во сне и наяву к нему приходят разные видения — природные катаклизмы, апокалиптичекая волна, затопление ею города, странный размытый силуэт возле дома, стаи лягушек и т. д. Общение с аборигенами — способ узнать свою истинную сверхъестественную сущность, скрытую под толщей воспитания, развития в «белой» культурной среде.

Несмотря на то, что новые внутренние феномены пугают героя, в нём под их влиянием всё равно возникает когнитивный диссонанс. А он гораздо опаснее. Вся рациональная картина мира рушится на глазах. Личность распадается на части. В этой связи особенно репрезентативен диалог адвоката со своим отчимом-священником, который, как подразумевается, личной проповедью всячески боролся с ересью, в том числе и с философско-религиозными представлениями местных аборигенов. Соответственно, на какое-то время заглушил пророческие способности Бартона. Герой разочарован: в себе, в отчиме, в современном мире. Человечество забыло тайные знания предков, лишь самые примитивные культуры хранят эту память. Персонаж Чемберлена, не смотря на страх, неизбежно стремглав погружается в сакральную тему. Видения будущего катаклизма становятся всё чётче, а путь к познанию себя всё яснее. В то же время предвидение апокалипсиса рационально страшит адвоката, заставляя опасаться за судьбу семьи.

Остросоциальная тема фильма — это, конечно же, сосуществование аборигенов с потомками колонизаторов. Англосаксы грубо вторгаются и нарушают порядок плохо изученного мира коренных обитателей континента, от чего те страдают, конечно, больше, хотя и преподносят порой белым неприятные сюрпризы. На святилищах автохтонов вырастают современные города, их кланы уменьшаются в численности, размываются в новой среде. Резкая культурная ассимиляция приводит к разным последствиям — в одной из книг о туземцах Уир преднамеренно показывает подборку фотографий с надписью «Fatal Impact». Т. е. «роковое влияние» западной цивилизации на коренную. Абориген в естественной среде обитания на фотографии слева с надписью THEN… противопоставляется сородичу в рубашке, покоящемуся на голом асфальте у мусорного бака. Надпись на второй фотографии — «AND NOW». Вмешательство и влияние белых на жизнь чёрных явно режиссёру не по душе.

Уир создал в фильме целую концепцию философии, духовно-нравственных понятий автохтонов. При этом не стоит думать, что именно так всё обстоит и на самом деле. Ценности и обычаи коренных народов в кино являются смешением режиссёром многих идей, подчёркнутых им из совершенно разных источников — записях известных оккультистов, философов, историков, археологов, антропологов, а также собственных впечатлений от изучения останков древних цивилизаций в разных частях планеты. В «Последней волне» утверждается, что «для аборигенов существует две формы времени, два параллельных потока. Один из них — дневное время, в котором мы с вами живём и работаем, а другой — невидимый мир духов, зовущийся «временем сна», более настоящий, чем сама реальность. Всё происходящее во сне порождает ценности, нормы и мораль в обществе аборигенов. Шаманы поддерживают связь с реальностью сна через сны. Проводят обряды со священными предметами». Ещё одна заложенная идея — о неких высокоразвитых переселенцах с востока, пришедших в Австралию то ли с тихоокеанского региона, то ли с Южной Америки несколько тысячелетий назад. Дэвид Бартон довольно быстро узнаёт, что, по мнению туземцев, может быть как раз их потомком, так называемым «mulkurul». Его необычные видения объясняются его происхождением».

Из рецензии Vladimir_G, Кинопоиск