ЗЕМЛЯНИЧНАЯ ПОЛЯНА
SMULTRONSTÄLLET


Швеция, 1957, 91 мин.
режиссер: Ингмар Бергман
в ролях:
Виктор Шёстрём, Биби Андерссон, Ингрид Тулин, Гуннар Бьёрнстранд, Юллан Киндаль, Фольке Сундквист и др.
16+
  • Международный кинофестиваль в Западном Берлине, ФРГ, 1958: Золотой медведь, приз ФИПРЕССИ.
  • Международный кинофестиваль в Венеции, Италия, 1958: приз Пазинетти.
  • Международный кинофестиваль в г. Мар дель Плата, Аргентина, 1959: Лучший фильм, лучший актёр (Виктор Шёстрём), лучшая актриса (Ингрид Тулин), лучшая операторская работа (Гунар Фишер).
  • Премия «Золотой глобус», США, 1960: лучший иностранный фильм.
  • Датская национальная кинопремия Bodil Awards, Копенгаген, Дания, 1959: лучший европейский фильм.
  • Номинации на премию британской киноакадемии BAFTA, Лондон, Великобритания, 1959: лучший фильм, лучший иностранный актёр (Виктор Шёстрём).
  • Премия итальянского синдиката киножурналистов, Рим, Италия, 1960: лучший иностранный режиссёр.
  • Японская кинопремия Kinema Junpo, Токио, Япония, 1963: лучший иностранный фильм.
  • Премия американского совета кинокритиков National Board of Review, США, 1959: лучший иностранный фильм, лучший актёр (Виктор Шёстрём).

Этот фильм стал первым экспериментом Бергмана со временем, пространством сна и реальностью, что повлияло на многих его великих последователей. Прежде всего, на Андрея Тарковского, который в год выхода фильма уже учился на 4 курсе ВГИКа. Фильм вошел в десятку лучших фильмов, составленную Тарковским в апреле 1972 года.

78-летний профессор из Стокгольма вместе с женой сына он едет на машине на вручение почетной докторской степени, посещая по пути места, где был молод, встречая разных людей и старых знакомых, вспоминая сны и былое. Новаторский по средствам кинематографической выразительности фильм о старом профессоре, который на склоне лет подвергает беспощадному и в то же время спасительному для самого себя мысленному суду всю свою жизнь, поставил 39-летний автор. Между прочим, идея этой картины пришла к Бергману в момент вынужденного пребывания в больнице, где людям поневоле приходится задумываться о смерти и, вероятно, заново переоценивать уже пройденный путь.

В одном из интервью Бергман рассказал, что идея фильма пришла к нему тогда, когда он вернулся через много лет в дом своей матери. Первое впечатление, которое посетило его при виде родного дома: вдруг все осталось по-прежнему, что вот сейчас маэстро откроет дверь и все будет также, как когда-то было в его детстве. «Мне пришла в голову мысль, почему бы не снять об этом фильм? Ведь почти все мы испытываем схожие чувства, возвращаясь в родные пенаты после долгих скитаний по свету. Вот герой открывает дверь и возвращается в свое далекое детство, а потом он выходит из дома, и он снова в своем привычном взрослом мире. Возможно, каждому хотелось бы что-то изменить после такого путешествия».