ОГОНЬ

Россия, 2016, 60 мин.
режиссер: Надя Захарова
16+

XXIII ММКФ «Лістапад», Минск, Беларусь, 2016: участник программы документального кино.
Международный кинофестиваль «Послание человеку», Санкт-Петербург, Россия, 2016: лучший  полнометражный документальный фильм.

Надя Захарова – режиссёр, художник, фотограф. Выпускница Московской школы нового кино, мастерская Артура Аристакисяна. Её работы балансируют между обыденными заметками на полях жизни и нераскрытой «прозрачностью» случайного эпизода «общего мира». «Огонь» – бескомпромиссный поэтический очерк про людей, которые не обременены правилами жизни и законами цивилизации. Они обитают в ритме и гармонии с природой и – с собой. Здесь, на фоне постоянной стихии, раскатов грома и шума ветра, разворачивается история поистине библейского масштаба. А на монохромной поверхности экрана проявляется микрокосм бедных, кочующих цыган, отшельников и отверженных в «нормальной» жизни. При этом важно, что фильм не про униженных и оскорбленных. На самом деле «Огонь» – это ещё отчаянно кричащий черно-белый манифест про тотальную свободу, которая может существовать только в таких естественных условиях. Все герои этого фильма только с ними и связаны. Будь то старушка, которая радуется, что ангел послал ей мокрое пальто, найденное на помойке, а «больше и надеяться не на кого». Или голые цыганские дети под каплями дождя и на раскалённом солнце. Или пациент психбольницы, который из-за решётки декламирует что-то духоподъёмное со словами «уж вы не сомневайтесь, что счастье есть». Или другая старушка, которая встречает своего «бедного Йорика», а потом везёт этот череп куда-то долго и счастливо на телеге мимо резвящихся цыганят. Все это сосуществует в тандеме с гремучей и тоже непредсказуемой природой, которая живёт по своим, никому не ведомым законам. Здесь автор ничего не режиссирует. За него работает суровая и одновременно очень яркая, насыщенная реальность. Получается уникальный и, может быть, чуть назидательный пример существования совершенно иной системы жизни. Другие ценности, устремления, трагедии и радости. Эпическая картина рассказывает истории о конкретных людях, которые выполняют свои ритуалы каждую секунду в непривычной для нас системе координат. И вот эта иная точка зрения и даже точка сборки переворачивает сознание и разрушает стереотипы восприятия. Возникает полезный дискомфорт. Зритель вдруг начинает догадываться, что, раз на одной с нами земле живут совсем другие люди, не до конца понятно, кто, вообще говоря, прав – мы или они? А кто заблуждается.

(из эссе Дениса Катаева, Искусство кино)

Есть фильмы, сделанные как бы помимо неотъемлемой машинерии кино, будто чистой человечностью, на прямом душевном (и можно даже сказать кровном) контакте с предкамерной реальностью. При этом они могут технически выглядеть более совершенно, или же менее, суть тут не в этом. Здесь важнее, что автор, обладающий уникальностью взгляда и направляющей этот бескомпромиссный взгляд исследовательской волей, становится для нас медиумом, переносящим нас в некую параллельную человеческую вселенную, способную оставить настоящий эмоциональный ожог, даже изменить зрителя, привести его туда, где иначе он никогда бы не смог оказаться.

(из эссе Сергея Белоусова, Ижевский киноклуб)