КАФЕ «БАГДАД»
BAGDAD CAFE

ФРГ-США, 1987, 112 мин.
режиссер: Перси Адлон
в ролях:
Марианна Зёгебрехт, Си Си Эйч Паундер, Джек Пэланс, Кристина Кауфманн и др.
16+

*  Главная национальная кинопремия Норвегии Amanda Awards, 1989: лучший иностранный игровой фильм.
*  Баварская кинопремия Bayerischer Filmpreis, ФРГ, 1988: лучший сценарий.
*  Премия американского сообщества кастинга Casting Society of America, США, 1989: лучший кастинг игрового фильма.
*  Французская национальная кинопремия Сезар, Франция, 1989: лучший иностранный фильм, лучший фильм европейского сообщества.
*  Немецкая премия комедийного кино им. Эрнеста Любича, ФРГ, 1988.
*  Премия французского синдиката киножурналистов, Франция, 1989: лучший иностранный фильм.
*  Главная национальная кинопремия ФРГ Deutschen Filmpreise, ФРГ, 1988: лучшая актриса в главной роли (Марианна Зёгебрехт, Золотой приз), лучший игровой фильм (Серебряный приз).
*  Премия Гильдии немецких артхаусных кинотеатров, ФРГ, 1989: лучший фильм (Золотой приз).
*  Национальная шведская кинопремия Guldbagge Awards, Стокгольм, Швеция, 1989: лучший иностранный фильм.
*  Международный кинофестиваль в Сиэтле, США, 1988: лучший фильм.
*  Номинация на американскую премию независимого кино Independent Spirit Awards, США, 1989: лучший иностранный фильм.
*  Номинация на премию американской киноакадемии Оскар, США, 1989: лучшая музыка, оригинальная песня (Боб Телсон, “Callingyou”).

Эта комедия была снята Перси Адлоном на английском языке в США, в калифорнийской пустыне, на месте тех событий, которые случились во время поездки супружеской пары из мало кому ведомого местечка Розенхайм в Германии. Но картина «Проездом из Розенхайма» получила известность во всём мире, в том числе — и в Америке, под названием «Кафе «Багдад». Именно такая экзотическая вывеска осеняла полузаброшенный отель на середине пути между Диснейлендом и Лас-Вегасом, в Богом забытом уголке света. Немецкая толстушка-бюргерша Ясмин Мюнхгштеттнер (в исполнении всё той же «сахарной малышки» Марианны Зёгебрехт), поссорившись со своим мужем, потом в одиночку и пешком по пустыне добралась до этого невзрачного заведения, где как раз скандалили между собой супруги-владельцы «Багдада» — чернокожие Бренда и Сэл. Появление чужестранки с солидной телесной комплекцией произвело на них и редких посетителей кафе странное впечатление — Ясмин показалась будто бы инопланетянкой в совершенно незнакомом мире. Но именно она сумела в итоге оживить скучную жизнь в «Багдаде», примирить всех и вдобавок обнаружить в себе самой прежде скрытый талант — магию превращения унылого бытия в радостный праздник открытого общения.

Перси Адлон, который родился в 1935 году и поставил несколько мало чем примечательных лент, можно сказать, проснулся знаменитым в 52-летнем возрасте после выхода «Кафе «Багдад». Фильм заслужил хвалебные отклики критиков разных стран мира, увидевших в нём авангардно-постмодернистскую комедию, где кич и низкий комический жанр возводятся в ранг высокого искусства. Адлона причислили к постановщикам с парадоксальным (особенно для немца) чувством юмора, в котором сочетаются абсурдные, иронические, сентиментальные и саркастичные нюансы. А главная исполнительница Марианне Зэгебрехт с явно нетрадиционным обликом и типажом не без основания сравнивалась с комиками немого кино или 30-х годов. В то же время, оставаясь своеобразным подарком для интеллектуалов и синефилов, «Кафе «Багдад» является трогательной и умиротворяющей душу лентой для обычных зрителей, которым просто хочется повеселиться или же чуть попереживать в кино – словно на полтора часа оказаться в хорошей компании, дружелюбной и жизнерадостной. Этот фильм действительно позволяет расслабиться и будто очутиться в кафе «Багдад» на иллюзионистском представлении, которое устраивает Ясмин. (Из рецензии Сергея Кудрявцева, 1995).