ДОРОГА В НИКУДА
ROAD TO NOWHERE

США, 2010, 121 мин.
режиссер: Монте Хеллман
в ролях:
Тай Рунян, Доминик Суэйн, Шаннин Соссамон, Джон Дил, Клифф Де Янг и др.
16+

* Участник конкурсной программы международного кинофестиваля в Венеции, Италия, 2010. Приз режиссёру Монте Хеллману за творчество в целом.

Монте Хеллман, пожалуй, наиболее загадочная фигура в пантеоне американского культового кино последних лет 50-ти. При этом два самых известных и бесспорных шедевра, к созданию которых он был причастен, обошлись без его фамилии в графе «режиссёр». Он помог Серджио Леоне с монтажом американской версии его дебютного спагетти-вестерна, а в 91-ом согласился стать исполнительном продюсером на первом фильме одного никому неизвестного парня из видеопроката по имени Квентин. Сольные достижения Хеллмана не так широко известны, но не менее значительны: в 60-х вместе с Джеком Николсоном Монте создал новый поджанр ревизионистского вестерна, получивший позже название «кислотный вестерн». В 71-ом режиссёр снимает свой самый известный шедевр: «Двухполосное шоссе» — эссенциальный road movie, на фоне которого работы Хоппера и Сэрафьяна выглядят дипломными работами выпускников калифорнийской киношколы. В 78-ом выходит совсем уж эксцентричное кино «сумеречный спагетти-вестерн» с самим Сэмом Пекинпа в одной из центральных ролей. Последний полнометражный режиссёрский опыт Хеллмана вышел в 89-ом. Прошло 21 год и на венецианском кинофестивале состоялась премьера загадочной «Дороги в никуда». Это фильм не для всех, но фильм для многих. Его сложно понять с первого раза, но его принятие равносильно большой дружбе или даже влюблённости. Говоря о нем, можно вспоминать «Внутреннюю империю» и истории Гарреля, находить отсылки к нуару и к трагизму вендерсовских рассуждений о кино. Монте Хеллман, большой поклонник Рене и Кокто, превращает свой фильм о съёмках фильма в пазл, где смешивается реальность и вымысел, а зрителю не даётся никаких явных ключей для его разгадки.

(по текстам san-te, Станислава Битюцкого)