ЖОРЖ ПЕРЕК

В Европе Жоржа Перека (1936—1982) считают одним из самых ярких писателей ХХ века, отразившим в своем творчестве наиболее характерные черты современной литературы и, вместе с тем, подобно Прусту, Джойсу или Кафке, перевернувшим наши представления о существе литературы вообще. Во Франции его ставят в один ряд с национальными кумирами Рабле, Флобером и Прустом, но при этом считают писателем “нетипичным”, плохо поддающимся какой-либо классификации (inclassable) и именно поэтому в комментарии и классификации нуждающимся. И, наверное, не случайно, что по количеству работ — книг, статей, диссертаций, — посвященных его творчеству в целом и каждому из его произведений в отдельности, Перек, действительно, стоит чуть ли не на первом месте среди французских писателей, во всяком случае, второй половины ХХ века.

У него было фантастическое чувство языка. Он снимал фильмы, писал стихи и прозу, входил в авангардистскую поэтическую группу УЛИПО (OuLiPo, Ouvroir de littérature potentielle, Цех потенциальной литературы), исследовал различные языковые явления. В 1969 году он написал свой самый знаменитый роман – «Исчезновение» (La Disparition). Детективный сюжет, авантюры, таинственная Месть, - роман понравился читателю, очень понравился. И язык понравился – лёгкий, свободный, красивый. Роман опубликовало издательство Denoël, и как ни странно, не сразу издатели и читатели заметили одну странную штуку. В романе «Исчезновение» не было латинской буквы «e», ни одной, на все 300 страниц. Роман был гигантской липограммой.

Помимо «Исчезновения», Перек создал целый ряд комбинаторных стихотворений и конструкций, например, гетерограмматические одиннадцатистишия из книги «Алфавиты». Цитирую из Татьяны Бонч-Осмоловской: «Перек выбирает 11 букв алфавита и размещает их в квадрате 11 на 11 таким образом, что каждая строчка образуется перестановкой этих букв. Затем все буквы складываются в одну длинную последовательность из 121 буквы, которая при расстановке разрывов между словами, знаков препинания и пр., прочитывается как небольшое стихотворение. Таких одиннадцатибуквенных стихотворений Ж.Перек составляет 176. Другой опыт Перека заключается в использовании в стихотворении только 11 наиболее распространенных букв французского языка (ulcerations) с добавлением по одной произвольной в каждой строке. Это ограничение Перек назвал изограмматическим стихотворением. Ещё Перек составил самый на тот момент длинный в мире палиндром из 1247 слов (5566 букв); сегодня этот рекорд побит. Он изобретал логические игры, писал моновокализмы, панграммы и другие литературные штучки. 

Помимо книг, которых он написал и опубликовал порядка двадцати при жизни, не считая множества работ, напечатанных после смерти, Перек писал сценарии и снимал кино. Самый известный его полнометражный фильм как режиссёра – «Человек, который спит» (Un homme qui dort, 1974), поставленный по собственному одноимённому роману.

В 1978 году он полностью перешёл на писательские заработки и имел успех. Но успех этот был не слишком долгим. В 1981 году он начал очередной роман, «53 Jours» («53 дня»), но закончить его не успел. 3 марта 1982 года Жорж Перек, порой выкуривавший по 5-6 пачек сигарет в день, скончался в Париже от рака лёгких.

(по тексту nostradamvs)
 

ССЫЛКИ:
"Исчезновение Жоржа Перека": о жизни и творчестве одного из самых необычных французских писаталей 20 века.
"Кино способ употребления": журнал "Сеанс", эссе Валерия Кислова о кинематографе Жоржа Перека.
"Удовольствие от ограничения: загадочный писатель Жорж Перек": эссе Екатерины Дмитриевой.